Мистер Браун. История Легенды

как я уже сказал, сегодня легендарному Джеймсу Брауну исполнилось бы 75 лет. крёстный отец фанка и соула умер в 2006 году, под самое рождество, оставив после себя море воспоминаний, а главное огромное количество отличной музыки. предлагаю вам почитать и послушать историю этого легендарного человека. история рассказана, написана и любезно предоставлена для публикации на моём сайте человеком по имени Мистер Фанк, он же Константин Заварин. за что ему огромное спасибо! надеюсь вам будет интересно окунуться в историю и послушать немного великолепной музыки.

напомню, что размещение и публикация данного текста, как полностью так и частично разрешена только с согласия автора. поэтому по всем подобным вопросам, просьба обращаться на этот адрес

Итак. Мистер Джеймс Браун. История Легенды

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Это рассказ о самом трудолюбивом человеке в шоубизнесе, мистере Динамите и крестном отце соула и фанка, cтиля который является ключом к пониманию всей современной танцевальной музыки. Можно долго рассуждать о том что Джэймс Браун является далеко не единственным афроамериканцем исполнителем фанка и соула способным занять место в сердце самой широкой аудитории.

Вы также можете не быть его фанатом, но все это только потому что Вы просто не знакомы с его музыкой и мировоззрением. Как только Вы узнаете его поближе, то будете удивлены почему до сих пор не стали его поклонником. И в этом и есть Джэймс Браун – поющий и говорящий о самых простых и доступных вещах. Многие его поклонники из английского языка знают только припевы его хитов. Он как никто другой соединил душу и тело слушателя, когда в одном порыве Вы начинаете двигаться в ритме и при этом напевать слова, наполняющие душу ясным и светлым смыслом – что жить это уже счастье, что пока мы не упали без сил нужно продолжать двигаться, что этот мир ничто без женщины.

Возможно не так важно помнить все точные даты важных и поворотных моментов в жизни Джэймса Джозефа Брауна, но все же очень полезно и интересно представить, что рожденный в годы Великой депрессии, а точнее 3 мая 1933го года, он первый раз женился когда ему было всего 20, а уже через три года в 1956 году выпустил свой первый хит.

Между этими двумя датами 1933 и 1956 жизнь Джуниора как называли его в семье, была полна событиями: развод родителей в четыре года, переезд из South Carolina (Barnwell) с отцом в другой штат Georgia (Augusta), жизнь в семье у тетки отца, содержавшей бордель и торговавшей контрабандой. Эти годы жизни Джэймса проходили в крайней бедности, он вынужден был подрабатывать всеми доступными мальчику того времени способами от чистки ботинок и мытья машин до танцев на улицах и воровства, благодаря которому он на три года оказался в исправительной школе, где ему исполнилось 16 лет.

Интерес к музыке и публичным выступлениям проявился у Джэймса еще до исправительной школы: у своих знакомых он учился играть на многих инструментах включая фортепиано, а как-то раз участвовал и победил в одном из местных любительских музыкальных конкурсов. В последствии в исправительной школе он давал музыкальные представления перед такими же хулиганами.

Сегодня уже сложно с точностью определить то ли во время такого представления в исправительной школе его увидел лидер музыкального коллектива исполняющего госпел Бобби Берд, то ли с сестрой Бобби, Сарой он исполнял госпел в одной группе, но так или иначе к моменту появления своего первого хита Джэймс уже пел в составе группы Бобби Берда The Flames, позднее ставшей The Famous Flames. После досрочного освобождения Джэймс даже какое-то время жил в семье у Берда, так-как по условиям освобождения он не имел права проживать в родном округе и к слову сказать эта дружба и cотрудничество с Бобби Бердом продлилось более 30 лет.

The Famous Flames был доcтаточно известным вокальным, а не инструментальным коллективом исполнявшем госпел, однако после записи с Джэймсом песни «Please please please» довольно успешно раскрученной благодаря концертам по всей стране, последующие синглы, записываемые тогда The Flames даже близко не смогли добраться до уровня популярности первого хита. Как следствие группа была на грани развода со своей звукозаписывающей компанией да и с самим Джэймсом.

Джэймс сам признавал что его творчество в то время находилось под сильным влиянием музыки Литл Ричарда и Рэя Чарльза. Он даже называл Литтл Ричарда своим идолом и признавал, что коллектив Литтл Ричарда The Upsetters первым использовал элементы фанка в рокнролле.

Поэтому следующее событие в жизни Джэймса иначе как подарком судьбы не назовешь, ведь как иначе можно оценить предложение заменять на гастролях покинувшего шоубизнес в 1957 году Литтл Ричарда. Джэймс очень активно выступал c The Upsetters и с еще одной группой The Dominions, становился все популярнее и звукозаписывающая компания потребовала переименования группы The Famous Flames в James Brown & The Famous Flames, что привело к уходу первоначального состава из Flames, но несколько музыкантов из группы The Upsetters пришли на замену. И вот очередное событие: записанный в 1958 году сингл «Try Me» занял первое место в rnb чарте и стал первым в серии из 17-ти синглов возглавлявших чарты в течение последующих 20 лет.

Этот успех конечно же повлиял на становление Джэймса Брауна уже в качестве сольного исполнителя, а возможно сыграло свою роль и то что он уже тогда был слишком индивидуален и экстравагантен (чего стоили выступления во время которых он вертелся как юла, а то и изображал сердечный приступ, со всеми симптомами вплоть до судорог и лихорадочного подергивания). И немудрено, что все остальные члены коллектива воспринимались как сессионные музыканты, но так или иначе Джэймс становился культовой фигурой в rnb, соединив запоминающиеся шоу с не менее эмоциональными вокалом.

Но шоу и великолепные исполнительские способности не сделали бы Джэймса крестным отцом соула и фанка, для этого необходимо было быть и автором исполняемого материала да и сама музыка должна быть прорывом по отношению к существующим стилям. И наиболее сильно этот прорыв современники Брауна почуствовали в очередном выстрелившем в 1964 году сингле «Papas got a brand new bag». Я предоставляю решающий голос в определении всех тонкостей изобретения Джэймса Брауна музыкальным профессионалам, но попробую объяснить так – акцент в ритме он перенес на 1 и 3 долю, в то время как обычно он ставился на 2 и 4. Басовая линия при этом как бы не следовала ритмической линии ударных, а духовые и струнные вообще создавали свой ритм. Утверждается, что подобный подход к аранжировкам изменил soul и rnb с того времени и навсегда.

За ней последовали такие блокбастеры как «I got You» и «Its a mans, mans, mans world». Добавлю, такую значимую деталь, что кроме сочинительского и исполнительского мастерства за Джэймсом Брауном закрепилась слава самого трудолюбивого исполнителя в шоубизнесе, что наверняка тоже было своеобразным прорывом. Следуя принципу дать больше за те же деньги он без устали колесил по стране становясь известным в других штатах.

В подтверждение этих слов перенесемся немного назад, к альбому ставшему самым успешным живым концертным альбомом в мире на сегодняшний день — это Live in Apollo, записанный в октябре 1962 года, в НьюЙорке. Сам Джэймс вспоминал, что звукозаписывающая компания не согласилась финансировать этот концерт, по причине якобы отсутствия у публики интереса к записи живых выступлений из ранее изданного материала. Тогда он снял со своего счета 5700 долларов и все организовал сам. Много позже он пожертвовал несколько сотен тысяч долларов на восстановление того самого Apollo Theatre.

В создании своего фирменного звучания Джэймс конечно же не обошелся без талантливых помощников. После The Famous Flames вокруг Джэймса образовалась команда порядка дюжины очень сильных, опытных и отлично сыгравшихся музыкантов в числе которых были братья Масео и Мелвин Паркеры. Вы могли слышать саксофон Масео Паркера на двух предыдущих композициях. По моему cовсем неплохо для только что окончившего колледж парня, которого брат, уже опытный барабанщик привел с собой в группу к Джэймсу Брауну.

Другим очень известным музыкантом в составе второй группы Джэймса The JBs был тромбонист Fred Wesley. Приведу слова самого Джэймса Брауна о нем: мы говорим о любви и счастье, так вот счастье это когда Фред играет на своем тромбоне.

Необходимо еще понимать, что наличие в составе такого количества талантливых личностей не могло не способствовать конфликтным ситуациям. И вот во время одного из таких конфликтов в 1970 году, незадолго до уже объявленного концерта Джэймс вместо того чтобы уступить и выполнить требования коллектива, совершает достаточно рискованный поступок: находит подростковую группу играющую фанк The Pacemakers. В ее составе играли братья Коллинз. Фелпс Коллинз на гитаре и как вы уже догадались второго брата звали William «Бутси» и играл он на басу. Его манера игры была как если бы в группе не было барабанщика и вся ритм секция держалась на одном его инструменте.

Дублирование The JBs не продлилось долго, но контраст между двумя разными составами, чего стоил один раскованный и раздолбайский имидж Bootsy, выступающего на авнансцене, привлек новых фанатов и оживил многие хиты Джэймса Брауна.

Воссоединившись The JBs под руководством Fred Wesley, а также периодически присоединявшегося Масео Паркера, выдали целую серию суперуспешных синглов таких как «My Thang», а сингл «The Payback» вместе с одноименным альбомом, заняли первые строчки в rnb чартах. Еще одним таким хитом стал «Doing It To Death» более известный как «Gonna have a funky good time» и который до самой смерти Джэймса обязательно исполнялся на каждом концерте.

Наступление эры диско несомненно повлияло и на популярность Джэймса Брауна и на звучание его песен. Диско музыка вышедшая из фанк музыки сыграла значимую роль в падении популярности своего родителя. В общем достаточно сильные композиции и даже целые альбомы выпущенные Джэймсом Брауном в конце семидесятых не достигали верхних строчек в хит парадах, и песней ставшей последним rnb хитом Джэймса Брауна в уходящем десятилетии стала «Its too funky in here» с альбома с говорящим названием «The original disco man»

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Восьмидесятые годы помимо продолжения дискобума, ознаменовались еще и хипхоп бумом. И то количество сэмплов в хипхоп композициях позволяло уверенно судить о том, кто стал вдохновителем нового стиля. Имитировалось все, от манеры пения и слов до одежды и поведения на сцене. Суперпопулярный Майкл Джэксон, подросший гений из семейного соул коллектива Jacksons Five манерой пения и движениями очень напоминал Джэймса. Сам Браун тоже не остается в стороне и выпускает совместно с рэппером Afrikaa Bambaataa ставшую очень известной композицию «Unity». А один из хитов далекого 1970 года «Give it up or turn a loose» имеет бешенную популярность на брейкданс танцполах по всей стране. Сотрудничество в 1988 году с другой хипхоп командой Full Force привело к очередному попаданию в топ rnb чарта с синглом Static.

Параллельно Джэймс Браун сотрудничает с киноиндустрией. Он снимается в культовом фильме «Братья Блюз» в роли священника, появляется в эпизоде сериала «Полиция Майами» и естественно принимает участие в создании саундреков. За свое исполнение «Living in America» в «Рокки 4» он получает Грэмми, а сама композиция напоминая о славных временах держится в пятерке хитов в попчарте. Конечно того что было уже не вернешь и конечно новые течения в музыке сводят на нет былую популярность. Но то количество хитов которое он уже исполнил позволяют занять место в топлисте истории музыки, что подтверждается провозглашением Джэймса Брауна одним из отцов основателей Зала Cлавы Рокнролла, на открытии которого в 1986 году сам Джэймс присутствовал в качестве почетного гостя.

Кто мог предполагать что в 1988 Джэймс Браун получит свой второй срок и это спустя почти 40 лет после первого уже забытого пребывания в исправительной школе. Из полученных 6 лет он пробыл в тюрьме только три, выйдя в 1991. Большая часть обвинений которые были предъявлены, отрицались Джэймсом Брауном и много позже из опубликованных материалов служебного расследования стало ясно, что они были сфабрикованы и он был официально оправдан практически по всем пунктам. Возможно его опять захотели исправить, но за что именно? Я отвечу на этот вопрос так: Он был знаком cо многими, как он их сам называл черными братьями, начиная с ведущих радиошоу до програмных директоров, промоутеров, продюсеров и исполнителей. За это его тоже называли крестным отцом всех так или иначе связанных с шоу бизнесом афроамериканцев, при этом активная жизненная позиция Джэймса Брауна и последовательные выступления против неравентва и расизма в течение всей жизни естественно стали причиной для недовольства если уж не официальных властей, то некоторых представителей административной системы США точно. Можно вспомнить тот факт что после убийства Мартина Лютера Кинга он настоял на проведении концерта и прямой трансляции выступления по телевизору. Также его выступление перед солдатами во Въетнаме как раз в самой середине противостояния тоже было воспринято очень критично. В своих песнях, таких как «Dont be a drop out» он призывал молодых афроамериканцев не бросать колледжы, а в одном из своих интервью смысл песни «I dont want anybody to give me nothing» он трактовал как требование не судить человека только по цвету кожи. Композицию «America is my home» собравшую множество гневной критики он вообще считал неправильно понятой. Что уж говорить о прямом призыве «Say it loud Im black and Im proud» ставшем гимном для уже нескольких поколений чернокожего населения америки.

В 1993 году он получает Грэмми за заслуги. Огромное количество его музыки сэмплируется и используется без его разрешения, но при всем уважении к нему лишь некоторые отчисляют ему за использование его интеллектуальной собственности. Издается большое количество сборников и переиздаются ранние работы Джэймса. Одна из них очень привлекла мое внимание, так-как является не характерной для него и вообще для стиля фанк и соул. Это исполнение Джэймсом Брауном своих песен и песен Фрэнка Синатры в джазовом стиле, когда в студии только трио музыкантов и певец.

Он очень активно гастролировал и при этом держал себя в отличной форме и в свои почти семидесят мог провести концерт в своем привычном активном стиле. Я сам был свидетелем как уже в новом тысячелетии, маленький подвижный человек в плаще вертелся, танцевал, скакал на сцене и пел c небольшим перерывом почти 2 часа. Поэтому обычный визит в больницу 23 ноября 2006 года, я уверен, для него самого абсолютно не был чем-то важным и он рассчитывал продолжить запланированные на рождество и Новый год выступления. Однако врачи диагностировали пневмонию и уже на следующий день состояние Джэймса Брауна резко ухудшилось.

Известие о его смерти в рождественский день 2006 года для миллионов любителей музыки стало неожиданной и печальной новостью. Прощание с Джэймсом Брауном сопровождалось выступлением его музыкантов к которым присоединился Бутси Коллинз и они вместе исполняли его хиты. Во время церемонии на Джэймсе сменяли костюмы, как будто он продолжал выступление для пришедших проводить его тысяч поклонников.

КОНЕЦ…

 

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.